baner


Хорошо, что есть на свете это счастье - путь домой...

banner1

Словарь специальных терминов

Словарь специальных терминов

 

AAS

Это электронная система облегчения трогания с места. В грузовых автомобилях с механической коробкой передач система AAS обеспечивает удобство трогания с места на подъемах и спусках. После снятия ноги с педали тормоза система еще в течение примерно двух секунд поддерживает давление в тормозной системе и удерживает автомобиль на месте, позволяя водителю спокойно перенести ногу на педаль акселератора. Как только система распознает намерение тронуться с места, давление в тормозной системе нормализуется.


Adaptive ESP

Электронная система стабилизации движения учитывающая степень загрузки грузового автомобиля. Один из элементов системы пассивной безопасности, устанавливающийся на малотоннажных грузовых автомобилях Mercedes Benz. В критических ситуациях она целенаправленно притормаживает отдельные колеса и обеспечивает соответствие прилагаемого к колесам усилия от двигателя требованиям стабилизации автомобиля. Система имеет устройство оценки массы автомобиля (Load Adaptive Control), с помощью которого она постоянно обрабатывает полученные данные многочисленных датчиков, в т. ч. датчиков угла поворота руля, частоты вращения колес, поперечного и продольного ускорения и гиромомента. В случае опасности потери сцепления колес с дорогой она принимает на себя активную корректирующую функцию и путем активного приложения тормозящего усилия помогает водителю сохранить курсовую устойчивость автомобиля.

 

BAS

Электронная система экстренного торможения, один из элементов активной безопасности грузового автомобиля. В момент экстренного торможения человек обычно недостаточно решительно нажимает на педаль тормоза. Это факт, положенный в основу создания системы экстренного торможения. Система распознает определенную скорость нажатия водителем на педаль тормоза как ситуацию экстренного торможения и автоматически максимально наращивает тормозящее усилие. Одновременно антиблокировочная система ABS предупреждает блокировку колес. Как только водитель значительно уменьшает усилие нажатия на педаль, дополнительный усилитель тормозов отключается, тормоза работают как обычно.

 

BDF

Обозначение грузовика, прицепа со сменным кузовом.

 

EDS

Электронная блокировка дифференциала. Система EDS предотвращает пробуксовку одного или обоих ведущих колес при трогании с места, ускорения или движении на подъем. EDS постоянно получает и анализирует данные о скорости вращения колес от датчиков ABS. При появлении пробуксовки одного из ведущих колес система автоматически блокирует дифференциал, перераспределяя передачу большего крутящего момента на колесо, имеющее хорошее сцепление с дорогой.

 

ESP

Электронная система стабилизации движения учитывающая степень загрузки грузового автомобиля. Один из элементов системы пассивной безопасности, устанавливающийся на грузовых автомобилях любой грузоподъемности.

 

EBV

Электронная система распределения тормозного усилия. EBV следит за правильным распределением тормозного усилия на переднем и заднем мостах в соответствии с конкретной динамической ситуацией, обеспечивая тем самым максимальную эффективность торможения. Так система противодействует заносу автомобиля в результате избыточного тормозящего усилия задних колес. Вместе с тем она уменьшает и нагрузку на передние тормоза, предупреждая падение эффективности торможения вследствие высоких термических нагрузок – известный эффект «фединга».

 

EBS

Электронно-пневматическая тормозная система. Система EBS позволяет получать оптимальное соотношение между тормозными силами отдельных колес, а также их разделение между тягачом и прицепом. Дополнительно повышается активная безопасность грузового автомобиля и безопасность движения за счет сокращения тормозного пути и лучшей устойчивости грузовика или автопоезда. Измерительными устройствами служат датчики перемещения педали тормоза, расположенные в тормозном кране, датчики действительного давления, размещенные непосредственно в приборах тормозного привода и датчики скорости вращения колес, расположенные в ступичном узле аналогично датчикам ABS. Электронный блок служит для управления всей системой.

 

Автопоезд

Тягач или грузовик, который тянет от одного до четырех прицепов (полуприцепов), общей длинной до 40 метров, управляемый одним или двумя водителями.

 

Автономный отопитель

Удобны для быстрого нагрева на длительных стоянках салонов передвижных амбулаторий, карет скорой медицинской помощи, могут поддерживать заданную температуру в прицепах и полуприцепах, отсеках контейнеров и фургонов, жилых вагончиках и мастерских на колесах, кабинах кранов, экскаваторов и другой спецтехники. Предполагается использовать при перевозке пассажиров, чувствительных к холоду грузов, отдыхе водителя в автомобиле. Разделяют воздушные и жидкостные отопители. Автономный воздушный отопитель - отопительное устройство, работающее независимо от теплового режима самого транспортного средства. Отопители можно устанавливать в любом месте автомобиля как внутри, так и снаружи отапливаемой кабины (салона). Всасывание воздуха возможно как снаружи, так и из самого помещения. Воздушные отопители, не допускающие угара, незаменимы при использовании в холодное время года в кабинах дальнобойных траков как в движении, так и на стоянках во время ночного отдыха водителей. Камера сгорания нагревает воздух, обтекающий ее снаружи под воздействием вентилятора, а безопасная эксплуатация воздушного отопителя обеспечивается выбросом продуктов сгорания топлива за пределы кабины или салона. Элементы управления воздушным обогревателем по сути те же, что и у жидкостного подогревателя-отопителя. Правда, в данном случае чаще практикуется бесступенчатое регулирование температуры в обогреваемом помещении, а также возможность продувки кабины холодным воздухом. Автономный жидкостный отопитель - это котел с теплообменником, через который встроенная помпа прогоняет антифриз из малого круга двигателя, доводя его температуру до 80 градусов. Также управляет печкой салона. При этом мотор не делает ни одного оборота. Питается от аккумулятора - работают все электронасосы - помпа для антифриза, помпа для бензонасоса и отопитель салона. Антифриз подогревается за счет сжигания топлива в специальной камере сгорания с теплообменником - где-то 0,5 литра в час для 5 киловаттного подогревателя.

 

Автокран

Грузовик, с установленным на нем краном. У нас их чаще называют манипуляторами, хотя некоторые краны уже очень мало похожи на обычные манипуляторы. Такие краны имеют стрелы до 30 метров и грузоподъемность до 10 тонн на минимальном вылете. По типу установки краны могут быть за кабиной и сзади машины. Иногда попадаются и полуприцепы с кранами.

 

Автовоз

Универсальное транспортное средство, предназначенное для перевозки легковых, грузовых автомобилей, микроавтобусов, прицепов, легких колесных тракторов. Разделены автовозы на две группы - для грузовых и легковых автомашин, причем для перевозки грузовиков преобладают полуприцепы, а для перевозки легковых - прицепы.

 

Блокировка дифференциала

Совокупность технических средств, увеличивающих проходимость транспортного средства. Дифференциал может быть заблокирован, если это необходимо, обеспечивая работу обоих колес, даже если одно колесо имеет плохое сцепление с дорожным покрытием, или полноценную работу одного колеса, если сцепление другого с дорогой полностью потеряно. Существуют несколько видов таких дифференциалов: Дифференциал с автоматической блокировкой - такой дифференциал передает крутящий момент через фрикционы (диски сцепления), которые автоматически прекращают передачу на то колесо, которое начинает крутиться быстрее. Если одно из колес потеряло сцепление с дорогой или начинает крутиться быстрее при повороте, крутящий момент автоматически направляется на другое колесо. Плюс данных дифференциалов в том, что они обеспечивают максимально хорошее сцепление с дорогой, и при этом они не баснословно дороги. Дифференциал распределенной нагрузки - в дифференциалах распределенной нагрузки такой недостаток как возможность внезапной потери управляемости, являющийся основным для автоматических дифференциалов, решается путем контроля со стороны водителя. В этом случае от человека, сидящего за рулем, требуется выполнение определенных действий. Такая конструкция предусматривает перераспределение крутящего момента на колесо, которое сохраняет сцепление с дорогой, но не полностью и не автоматически. Если одно из колес начинает проскальзывать водитель должен слегка нажать на тормоз, чтобы нагрузить это колесо, что обеспечит передачу крутящего момента на колесо, сохраняющее сцепление с дорогой. В сущности это автоматизированная, усовершенствованная конструкция, разработанная на основе идеи раздельных рычагов ручного тормоза. И точно также как и раздельные рычаги, такой дифференциал не оказывает отрицательного влияния на управляемость. Дифференциалы с ручной блокировкой - в обычном режиме дифференциал полностью выполняет свои функции, а при включении пневмоблокиратора происходит полная блокировка. В зависимости от производителя механизм может быть электрическим, вакуумным или пневматическим. Он приводится в действие вмонтированной в приборную панель кнопкой. Дифференциалы с ручной блокировкой не оказывают отрицательного влияния на управляемость автомобиля в обычном режиме, и в то же время обеспечивают максимально эффективную работу колес при блокировке. Многие водители отдают предпочтение таким дифференциалам, так как считают их оптимальным решением.

 

Боротовой компьютер

Техническое средство, устанавливаемое на дорогие модели грузовиков и тягачей. Самое первое, на что способен бортовой компьютер, это отображать мгновенные параметры: текущее время, скорость автомобиля, обороты двигателя, температуру двигателя, температуру в салоне и температуру наружного воздуха, остаток топлива в баке, бортовое напряжение и т.д. С помощью маршрутного бортового компьютера вы будете мгновенно видеть неисправности систем автомобиля. Сигнал «Check engine», можно не заметить, так же как и зашкалившую стрелку температуры двигателя в жаркий день. Маршрутный бортовой компьютер гарантированно известит вас о всех аварийных ситуациях такого рода. Маршрутный бортовой компьютер гарантирует точность показаний в отличие от штатных систем. Все текущие маршрутные параметры выводятся в цифровом виде на дисплее высокого разрешения маршрутного бортового компьютера. Кроме того, маршрутный бортовой компьютер предоставляет точное название неисправностей в отличии от стандартного индикатора «Check engine».

Вес брутто 

Масса товара вместе с упаковкой внутренней (неотделимой от товара до его потребления) и внешней — тарой. В практике международной торговли используются также термины полубрутто (вес брутто за вычетом массы наружной упаковки) и фактический вес брутто.

 

Вес нетто 

Масса товара без тары и упаковки. В ряде стран при исчислении таможенной пошлины в вес нетто включается и масса внутренней (первичной), неотделимой от товара до его употребления, упаковки, в которой он доставляется потребителю (вес полунетто). По весу нетто, как правило, устанавливается цена на товар с учетом также стоимости тары и упаковки. Нетто — чистая масса (вес) товара без упаковки

 

Весовой сертификат или «отвес» 

Документ, подтверждающий массу поставленного товара. Он обычно содержит подробный перечень всех мест в каждой партии груза с указанием массы каждого места (отвесов). Bесовой сертификат составляется весовщиками в пунктах отгрузки, перевалки и выгрузки товара и признается бесспорным доказательством веса.

 

Ветеринарные и санитарные свидетельства 

Документы, удостоверяющие незараженность товаров. Требуются соответствующими карантинными и таможенными органами при ввозе в страну импорта животных, птиц, сырых животных продуктов, свежих фруктов и овощей и др. товаров. Ветеринарные и санитарные свидетельства выдаются органами ветеринарного и санитарного надзора в стране отгрузки товара. Обязанность предоставления перевозчику этих документов лежит на грузоотправителе, который несет ответственность за последствия, могущие возникнуть при их отсутствии либо неправильном оформлении.

 

Габариты 

Основные размеры (длина, ширина, высота) изделия, грузового места и т.д.

 

Грузовое транспортное средство 

Это вид транспорта, предназначенного для транспортировки груза (может иметь прицеп или полуприцеп).

 

Грузы, перевозимые навалом 

Это песок, уголь, песчано-гравийные смеси, руды, природные камни, галька, известняк, щебень, гравий, грунт, отходы строительства и производства, мусор и т.п.

 

Груз 

Перемещаемый (перевозимый, транспортируемый) товар. Совокупность физико-химических свойств груза, потребность в таре и упаковке, а также условия и техника его перевозки, перегрузки и хранения определяют транспортную характеристику груза и влияют на цену его перевозки. Различают следующие основные виды грузов: массовые; наливные; сухогрузы; навалочные/ насыпные; генеральные; экспортные грузы; импортные грузы.

 

Грузовой поток или грузопоток 

Количество грузов, перевозимых определенным видом транспорта за один год или за другое фиксированное время из одного пункта в другой. Грузопоток — количество груза (товара) в тоннах, перевозимого в одном направлении за определенный период времени.

 

Грузооборот 

Экономический показатель работы транспорта, равный произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах.

 

Грузоотправитель 

Физическое или юридическое лицо, сдавшее груз к перевозке и указанное в качестве отправителя в перевозочном документе.

 

Грузополучатель 

Физическое или юридическое лицо, которому по указанию грузоотправителя должен быть выдан груз в пункте назначения.

 

Гидропривод

Это прежде всего наиболее простое преобразование крутящего момента первичного источника механической энергии (двигателя внутреннего сгорания – ДВС или электродвигателя) и передача гидравлической мощности гидродвигателям. Гидродвигатели преобразуют энергию потока рабочей жидкости (РЖ) в энергию выходного звена и передают ее исполнительным механизмам. Исполнительными механизмами в передаче энергии являются гидроцилиндры и гидромоторы. Первые служат для создания силы при возвратно-поступательном движении штоков, вторые – для создания крутящего момента на валу при вращательном движении. Гидропривод дает возможность бесступенчато регулировать скорость движения и частоту вращения приводного ДВС, максимально использовать его мощность, повышать коэффициент использования, улучшать эксплуатационные качества машины. Небольшая инерционность обеспечивает хорошие динамические свойства привода, позволяет сократить время рабочего цикла и повысить производительность машины. В гидроприводе с высокомоментными гидромоторами передаточное число достигает 1000 и более, т. е. имеется возможность реализации больших передаточных чисел.

 

Гидролифт (гидроборт)

Надежная система загрузки/разгрузки грузовых автомобилей. Потребитель, используя гидролифт, получает сразу тройной выигрыш: во-первых, в скорости погрузочно-разгрузочных работ, во-вторых, в удобстве и безопасности их проведения и, в-третьих, в скорости эксплуатации транспортного средства. В свою очередь усовершенствованные электрические соединения обеспечивают долголетнюю эксплуатацию и легкую установку гидролифта на грузовике.

 

Гидравлический усилитель руля (ГУР)

Не только обеспечивает комфорт, но и повышает безопасность движения. Он помогает водителю сохранить контроль над автомобилем даже в случае разрыва передней шины. Надежность этого дорогостоящего устройства зависит от своевременного обслуживания. К появлению усилителей привела необходимость снизить усилие, прилагаемое водителем к рулевому колесу, что особенно важно для грузовых автомобилей. Даже при сложном устройстве и, как следствие, высокой стоимости гидроусилители получили большое распространение благодаря тому, что помимо основной функции (усиления) они: · позволяют уменьшить передаточное отношение рулевого механизма. Это снижает количество оборотов руля между его крайними положениями и, соответственно, увеличивает маневренность; · смягчают удары, передаваемые на руль от неровностей дороги, снижая утомляемость водителя и помогая удержать руль при разрыве передней шины; · сохраняют возможность управления автомобилем при выходе усилителя из строя; · обеспечивают «чувство дороги» и кинематическое следящее действие.

 

Договор перевозки 

Договор между перевозчиком и грузовладельцем, по условиям которого перевозчик обязуется доставить груз в названный пункт назначения, а грузовладелец — оплатить установленную провозную плату.

 

Договор страхования 

Договор между страхователем и страховщиком, включающий в себя условия страхования.

 

Делитель

Это дополнительная коробка передач, в которой поток мощности делится на две или три ветви. В ней больше зубчатых колес, которые имеют меньшие размеры, а следовательно, меньшие моменты инерции и окружные скорости. Применение таких схем объясняется желанием повысить срок службы трансмиссии при большой передаваемой мощности. Многоступенчатые трансмиссии создают на базе основной четырех-, пяти- или шестиступенчатой базовой соосной трехвальной коробки, присоединяя к ней дополнительную коробку. Обычно она имеет две передачи (прямую и понижающую) и обеспечивает удвоение числа передач. Применение трехступенчатой дополнительной коробки позволяет утроить число передач базовой коробки. Водитель в обоих случаях использует два органа управления: один базовой, другой дополнительной коробкой. Если передаточное число пониженной передачи в дополнительной коробке достаточно большое, чтобы увеличить общий диапазон, по крайней мере, вдвое, ее называют «демультипликатор». Если же она почти не увеличивает общий диапазон, а служит для получения «половинок» между передачами основной коробки, ее называют «делителем», имея в виду, что она делит имеющийся диапазон на большее число ступеней. Сегодня к базовой коробке часто пристыковываются две дополнительных – и спереди, и сзади. Естественно, одна из них является демультипликатором, другая – делителем. Делитель имеет простую конструкцию и минимальное число зубчатых колес. КПД коробки с делителем практически не отличается от КПД базовой коробки, так как сохраняется число зубчатых зацеплений, передающих силовой поток. При передней установке недостатком делителя является увеличение крутящего момента на входе базовой коробки, что заставляет использовать в ее качестве более мощный, и соответственно, тяжелый агрегат. Эту проблему можно решить, установив делитель сзади, однако там обычно оставляют место для демультипликатора, установка которого спереди практически исключена из-за большого передаточного числа низшей передачи.

 

Единый транспортный тариф 

Единые ставки платежа за перевозку грузов по всей стране или между отдельными пунктами транспортных магистралей на линиях обслуживаемых разными компаниями.

 

Естественная убыль грузов 

Утеря, недостача массы грузов, возникающая при их транспортировке вследствие присущих этим грузам естественных свойств (усушки, утруски, утечки и т.п.).

 

Интардер

Усовершенствованный ретардер.

 

Круиз контроль

Круиз контроль поддерживает скорость на момент включения, прибавляя газ на подъемах (а на крутых подъемах и переключаясь на пониженную передачу, если машина оснащена автоматической коробкой передач) и уменьшая на спусках. При нажатии водителем педали тормоза или газа система моментально отключается. В качестве датчика скорости используется сигнал с тахометра или катушки зажигания (то есть измеряется не скорость движения, а частота вращения двигателя, которая прямо пропорциональна скорости на машинах с механической коробкой передач). Разумеется, переключать передачи круиз-контроль не умеет — если обороты продолжают падать даже при полностью нажатой педали газа, система просто отключается. На современных машинах с «электронной» педалью газа сигнал о скорости поступает с датчика спидометра и одометра, а выходной импульс идет непосредственно в «мозги» двигателя.

 

Навалом

Бестарная перевозка массовых грузов (руды, угля, песка), а также металлолома, жмыхов и т.п. При перевозке зерна без тары применяется термин «насыпью».

 

Негабаритный груз 

Грузовые места, размеры которых превышают габариты, допустимые при обычных перевозках. Порядок предъявления и перевозки негабаритных грузов определяется специальными правилами и тарифами.

 

Непрямая погрузка 

Погрузка с перевалкой на склад, возникающая в случае, когда судно или другой вид транспорта задерживаются с подходом и груз их ожидает (например, на лихтерах) и грузоотправитель принимает решение о выгрузке груза на склад до подхода судна (вагона, автомобиля).

 

Опасный груз 

Это вещества (а также изделия из них), которые из-за присущих им свойств создают угрозу для здоровья и жизни людей, окружающей природы и каких-либо материальных ценностей.

 

Опасные грузы 

Груз (кислоты, воспламеняющиеся, взрывоопасные вещества и др.), который при неправильном обращении может стать причиной ущерба для транспортного средства или имущества, гибели или ухудшения здоровья людей. Транспортировка опасных грузов осуществляется в соответствии с особыми условиями перевозок

Подъемная ось (подъемный мост)

Дополнительная ось, которая разгружает основные оси при определенном значении нагрузки.

 

Палета

Пто деревянный или пластиковый поддон, не допускающий повреждение груза при перевозке. Выпускаются палеты различных модификаций и размеров.

 

Рефрижератор

Это грузовик, прицеп или полуприцеп, который оснащен изотермическим фургоном с холодильной установкой. Холодильные установки бывают дизельные (работающие от двигателя грузовика) и электрические (работающие от КПП).

 

Срок доставки груза 

Период времени, в течение которого перевозчик обязан доставить груз по назначению и за соблюдение которого он несет ответственность перед грузовладельцами. Срок доставки груза включает в себя время, необходимое для транспортировки груза от пункта отправления до пункта назначения (в том числе операции по его погрузке и выгрузке), выполнение различных вспомогательных операций и оформление документов. За задержку в доставке грузов против установленных сроков перевозчик уплачивает грузовладельцу штраф, обычно устанавливаемый в процентах от провозной платы. При возникновении чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств (см. Форс-мажор) перевозчик освобождается от уплаты штрафа за просрочку в доставке груза.

 

Сроки хранения грузов 

Время, устанавливаемое специальными правилами, в течение которого прибывшие грузы должны быть приняты грузовладельцем и вывезены с места погрузки или разгрузки (порта, железнодорожной станции и др.). Сроки хранения грузов зависят от свойств грузов (подверженность порче, необходимость специальных условий хранения и т.п.). Грузы, не принятые и не вывезенные получателями в установленный срок, считаются невостребованными и обычно подлежат реализации.

 

Страхование 

Система мер, направленная на полное или частичное возмещение потерь от тех или иных рисков (последствия стихийных бедствий и несчастных случаев, утрата материальных ценностей и трудоспособности и т.п.) путем переложения их последствий с одной стороны (страхователя) на другую сторону (страховщика) за определенное вознаграждение.

Сдвижная крыша

Устройство, устанавливаемое на грузовики и полуприцепы, позволяющее быстро и эффективно сдвинуть крышу.

 

Седло тягача

Устройство, предназначенное для сцепки тягача и полуприцепа.

 

Самосвал

Это конструкция грузовика, позволяющая переворачивать кузов с содержимым, а также оставлять его для наполнения в любых местах. Самосвалы различают также по типу разгрузки – заднему, или 2-х, 3-х стороннему.

 

Транспортная накладная 

Сопроводительный перевозочный документ, содержащий данные о товаре и подтверждающий заключение договораперевозки груза.

 

Тяжеловесный груз 

Это груз, чья масса с учётом массы транспорта превышает требования по весу и нагрузке на ось, установленные на территории России

 

Тахограф

Техническое устройство предназначенное для непрерывной автоматической регистрации режима движения транспортного средства, его скорости, пройденного расстояния, а также для фиксации периодов труда и отдыха водителей. С 1 января 2011 года наличие этого цифрового контрольного устройства является обязательным условием для въезда грузовых автомобилей и автобусов из России в Европу.

Турбонаддув

Устройство, улучшающее наполнение цилиндров двигателя топливовоздушной смесью для повышения среднего эффективного давления цикла и, как следствие, мощности двигателя путем принудительного увеличения заряда воздуха, поступающего в цилиндры. Устройство турбокомпрессора представлено двумя турбинами - роторами с лопатками, установленными на общем валу и заключенными в единый корпус. Одна из турбин вращается за счет потока выхлопных газов. При работе двигателя с турбонаддувом они сначала попадают в турбину, отдавая часть своей энергии, раскручивают ротор турбокомпрессора тем самым, вызывают вращение другой турбины, присоединённую к ротору. Последняя нагнетает воздух в цилиндры. После этого выхлопные газы через приемную трубу идут в глушитель и выбрасываются в атмосферу.

 

Тент

Обеспечивает защиту груза, как правило, устанавливается на бортовые грузовики.

 

Фаркоп

Это тягово-сцепное устройство, обеспечивающее соединение грузовика и прицепа. Различают фаркопы с верхним и нижним зацепом.

 

Центральная смазка

Это автоматическое устройство, с помощью компрессора подающее смазку во все узлы и агрегаты грузового автомобиля.

 



Работает на Joomla!. Designed by: joomla templates design Domain Names Reseller Valid XHTML and CSS.